Архив рубрики: Работы

Работы Святослава Бэлзы

Святослав Бэлза: «Знаменитому дирижеру Владимиру Федосееву — 75 лет»

Исполнилось 75 лет выдающемуся дирижеру Владимиру Федосееву. Этот юбилей стал праздником не только для любителей музыки в России, но и для всей мировой культуры.

Маэстро Федосеев — явление действительно глобального порядка: его слава простирается от «А» до «Я» — от Австрии до Японии. При том что он стоит за пультами самых престижных оркестров мира, его любимое детище — конечно, Большой симфонический оркестр имени Чайковского (БСО). И, как говорил Генрих Великий — Генрих Густавович Нейгауз, — у дирижера, как и у певца, должен быть свой голос. У БСО, который под водительством Федосеева достиг больших высот, конечно же, есть свой неповторимый голос: его особая славянская кантиленность, замечательная распевность неизменно отмечается рецензентами всего мира.

Как многие наши музыканты, маэстро Федосеев свой путь начал с народной музыки. Известны превосходные записи Оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио, в частности, «Дунай мой, Дунай» в исполнении Сергея Лемешева. Переход в мир симфонической музыки был нелегким — возможно, мешала сложившаяся репутация «народника», которой маэстро поначалу даже слегка стеснялся. К Федосееву в высшей степени подходит английская характеристика self made man — человек, который сделал сам себя. Разумеется, огромную роль в этом сыграла и его супруга, спутник всей его многотрудной жизни Ольга Ивановна Доброхотова, утонченный знаток музыки и очень известная в те годы телеведущая музыкальных программ. Она неизменно участвует в формировании и реализации всех его программ, всех замыслов.
Читать далее

Рубрика: Работы | Добавить комментарий
Святослав Бэлза. За пушкинской строкой

Святослав Бэлза, научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР.
«Наука и жизнь», No 8, 1971, OCR Бычков М.Н.

^TО ЖЕЛЕЗНОЙ МАСКЕ^U

Вольтер в своем «Siecle de Louis XIV» (в 1760) первый сказал несколько слов о Железной Маске…
Сии строки произвели большое впечатление. Любопытство было сильно возбуждено. Стали разыскивать, разгадывать, предполагать. Иные думали,что Железная Маска был граф de Vermandois, осужденный на вечное заключение будто бы за пощечину, им данную дофину (Людовику XIV). Другие видели в нем герцога де Бофор, сего феодального демагога, мятежного любимца черни парижской, пропавшего без вести во время осады Кандии в 1669 г.; третьи утверждали, что он был не кто иной, как герцог Монмуф, и проч. и проч. Сам Вольтер, опровергнув все сии мнения с ясностью критики, ему свойственной, романически думал или выдумал, что славный невольник был старший брат Людовика XIV, жертва честолюбия и политики жестокосердной. Доказательства Вольтера были слабы. Загадка оставалась неразрешенною. Взятие Бастилии в 1789 году и обнародование ее архива ничего не могли открыть касательно таинственного затворника.

Читать далее

Рубрика: Работы | Добавить комментарий
Святослав Бэлза. Вдохновенный друг Шекспира

Морозов М. М. Театр Шекспира (Сост. Е. М. Буромская-Морозова; Общ. ред. и вступ. ст. С. И. Бэлзы). — М.: Всерос. театр. о-во, 1984.

Почти все, пишущие об этом прославленном ученом, не могут удержаться от соблазна напомнить, что именно он изображен на серовском полотне «Мика Морозов». И тут нет ничего удивительного: ведь из числа портретов, созданных Валентином Серовым, этот — один из самых известных. Посетители Третьяковской галереи подолгу задерживаются у изображения сидящего в кресле очаровательного мальчика лет пяти. Кисть мастера запечатлела поразительно одухотворенное выражение лица ребенка, в громадных темных глазах которого одновременно и детское удивление, восторженность, и недетская серьезность, целеустремленность. Эта поистине «глаза души», души щедрой и пылкой, и такими их на всю жизнь сохранил профессор Михаил Михайлович Морозов (1897-1952), ибо именно он был тем мальчиком, которого увековечил Серов.

Читать далее

Рубрика: Работы | Добавить комментарий