Святослав Бэлза: «Вкус можно воспитать»

Святослав Бэлза — заслуженный деятель искусств РФ, автор цикла передач «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура», частый гость канала «Домашний», автор свыше 300 публикаций, литературоведческих и литературно-критических работ. От отца он унаследовал страсть библиофильства. Музыка и связанная с ней просветительская деятельность стала второй профессией С. Бэлзы.

Святослав Игоревич! Вы знаток музыкальной жизни. Музыкальные конкурсы сегодня собирают полные залы?

— Сейчас ходят не только на раскрученные имена и концерты известных исполнителей. Приятно, что жизнь вернулась в Колонный зал российской столицы. На будущий год к нам согласился приехать Венский симфонический оркестр и оркестр Юрия Темирканова.

Как Вы относитесь к понятию «звезда»?
— Сейчас слово «звезда» узурпировано эстрадой и шоу-бизнесом. Для меня же звезды — Спиваков, Синявская, Архипова, Образцова, Плетнев. А звезды эстрады для меня — звездная пыль. Это атрибут шоу-бизнеса.
Почему в российских школах нет уроков музыки?
— Но, слава богу, у нас не закрыта еще ни одна музыкальная школа. Многое тут, впрочем, зависит от семьи. У нас потрясающе талантливое молодое поколение. Как говорил Пикассо: все дети талантливы, главное — скрыть этот талант, когда вырастаешь. Мне очень часто и много приходилось работать во всевозможных жюри различных конкурсов: театральных, музыкальных, кино, литературных. Очень важно отметить истинное дарование, если речь идет о молодых исполнителях. Очень важно кого-то не обидеть, не оттолкнуть. А то можно и судьбу разрушить.

Ответственность всегда лежит на членах жюри. Но, кстати, в силу именно субъективных оценок у жюри часто не бывает единого мнения. Оценка произведения искусства или какого-то исполнителя имеет некие объективные критерии. И по совокупности объективных мнений должна вырисовываться объективная картина. Понятие красоты — вещь субъективная, но есть некоторые критерии, обусловленные традициями. То, что вызывает восторг у нас, у народов Африки может вызвать явное отторжение. Им наша красота непонятна.

Вкус вырабатывается?

— Вкус вырабатывается. Наставники, воспитатели помогают этому процессу.

Что Вы сейчас читаете?

— Я уже все прочел в своей жизни. Оскар Уайльд делил все книги на три категории: одни, которые надо читать, другие книги, которые надо читать и перечитывать, третья категория — книги, которые не следует читать вовсе. А вот научиться различать… Я профессиональный читатель, и мне достаточно прочитать только первые несколько страниц и станет понятно, к какой категории книга относится. Мы живем во времена имитаций, подделок. Попса есть в музыке, литературе, архитектуре. Иногда вкуса не хватает. Пастернак сказал: искусство — дерзость глазомера. Так вот у нас дерзких много, только глазомера не хватает. Хотя его можно воспитать. Главное — что мы прочтем в детстве и юности.

Но лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи…

— Большое не увидать, а вот маленькое видно сразу. Надо овладеть классикой, это тот аршин, которым можно мерить все остальное. Инновации инновациями, но они должны быть соизмеримы. Не надо оскорблять читателей содержанием выеденного яйца. Это свидетельствует о душевной пустоте и наготе этих авторов.

Кого из наших современников, на Ваш взгляд, можно уже сейчас занести в список классиков?

— Мухи славы могут сидеть на розах и на навозе. Его величество случай дает славу, а его величество время расставляет все по своим местам. В литературе это Андрей Битов, Белла Ахмадулина, Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко. В музыке — Андрей Петров, Валерий Гаврилин, Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Родион Щедрин. В каждую эпоху должны быть не только гении, но и среда, которая их взрастит.

Что Вас связывает с Беларусью?

— Я там много раз бывал — и в Минске, и в Витебске на «Славянском базаре». Витебск — родина Марка Шагала, там все пропитано духом культуры. Кстати, я был в жюри, которое возглавлял недавно ушедший от нас Андрей Петров. Мы тогда присудили гран-при Руслане, которая потом стала победительницей «Евровидения». У меня даже есть снимок, где я держу Руслану на руках. Он в Витебске обошел все издания… В последний раз я был в Минске на закрытии Года России в Беларуси. В Минске с восторгом восприняли выступление Дениса Мацуева. Там хороший оркестр, который часто приезжает в Россию. Беларусь — родина многих замечательных режиссеров и музыкантов. Например, оперный режиссер Николай Пенигин, популярный ныне в Москве и Питере, Мария Гулегина — звезда мировой оперы тоже начинала в Минском театре.

В Беларуси не воспринимаешь себя как за границей. Конечно, на всех там производит впечатление красота местных девушек, женщин. Все очень гостеприимные, добрые, хочется туда приезжать чаще и чаще. Плюс к тому замечательная белорусская кухня. Там всегда вкусно кормят, а уж чего стоит знаменитая «Белорусская горькая»! Мне однажды подарили трехлитровую бутыль, настоянную на травах Беловежской пущи. Она согревала и тело, и душу очень долго…

— Святослав Игоревич, говорят, Вы в юности увлекались фехтованием и были чемпионом МГУ?

— Да, я занимался фехтованием. Начитался романов Дюма и пошел в секцию, чтобы быть похожим на мушкетеров.

— А сможете защитить свою честь на дуэли?

— Иногда хочется кого-нибудь вызвать на дуэль за хамство. Я считаю, мушкетерский дух полезен.

— Вы азартный человек? Футболом увлекаетесь?

— Есть много других поводов поболеть. Например, за наших соотечественников, участвующих в фестивалях и конкурсах. Победа в международном конкурсе классической музыки ценится и обсуждается гораздо меньше, чем в футболе.

— Вы человек искусства, все о нем знаете. А в быту Вы какой?

— Меня мама приучила рано к самостоятельности. Родители вели насыщенный образ жизни, много ездили по стране и за рубеж. Пока жива была бабушка, она меня пестовала. Потом меня стали оставлять одного, да еще и с котом Бастиком I. Сейчас в моем доме хозяйничает Бастик II. А еще я научился готовить все подряд, а не только яичницу. Мне довелось дружить с величайшим кулинаром всех времен и народов Вильямом Похлебкиным. Мы очень дружили, и у меня есть все его книги с автографами.

 

Татьяна Хорошилова — «Российская газета»

Запись опубликована в рубрике Пресса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.